Пожалуй, самый частый запрос, с которым ко мне обращаются родители юных спортсменов, это как бороться со страхом перед соревнованиями.
Когда на тренировке спортсмен все делает верно, выполняет все указания тренера, то в целом все складывается хорошо.
Но перед соревнованиями ребёнка охватывает жуткий страх, и он не может не то чтобы выйти и показать все, на что способен, а пошевелиться то бывает сложно, дыхание сбивается, мышцы каменеют, голова кружится, тошнота и так далее.
На вопрос: «Что с тобой происходит в данный момент?», юные спортсмены дают разные ответы:
Причин страха перед соревнованиями может быть множество, и их можно разделить на несколько подгрупп:
И для того, чтобы помочь своему ребёнку, крайне важно определить к какой подгруппе относится его страх.
Только в этом случае вы сможете понять, что ощущает ваш ребенок, и у вас появится возможность помочь ему справиться со своим страхом.
Но возникает вопрос: «Как найти причину страха у своего ребёнка?»
Вам нужно задавать правильные вопросы. И один из таких вопросов: «Что самое плохое может случится, если…»
Например: «Что самое плохое может с тобой произойти, если ты не выиграешь первое место?», «Что самое плохое с тобой может произойти, если ты сделаешь ошибку на выступлении?».
Есть ряд других вопросов, которые нужно задавать ребёнку, чтобы понять, что на самом деле беспокоит его.
И эти вопросы нужно подбирать индивидуально под каждого ребёнка. В каждом конкретном случае вопросы будут отличаться.
Когда вы поймёте, что действительно беспокоит вашего ребёнка, то уже можно избавить его от всех страхов, чтобы ребёнок стал более усточивым к стрессовым ситуациям. И не только в спорте, но и в жизни в целом.
В каждом конкретном случае нужно действовать по-разному, но есть общие рекомендации, как помочь ребёнку справиться с его страхами.
1. Некоторым помогает спокойное обдумывание программы перед выступлением без излишней болтовни со сверстниками; знакомство с залом перед выступлением.
2. Хорошо работают аффирмации, которые дают установку и закрепляют требуемый образ. Например: "Я хорошо подготовилась к выступлению, потому что много тренировалась", "Я готов, доверяю своему телу, все сложится самым наилучшим образом для меня".
Лучше, если это будут персональные аффирмации, составленные вашими спортсменами совместно с вами или психологом. Таким образом происходит внутренний настрой спортсмена, что позволяет регулировать его эмоциональное состояние.
3. Напоминайте о том, что в выступлении необходимо показать свои умения на данный момент и нет необходимости выступать лучше, чем ты сможешь. Это снимает излишнюю установку на идеал, что приводит к зажатости, уменьшит чувство ответственности.
4. Проговорите с ребёнком о цели его выступления на данном соревновании, о том, что важно сейчас получить бесценный опыт, который в дальнейшем может привести к большим победам.
Это важный момент в работе над мотивацией спортсмена. Цель не должна быть абстрактной, должна быть измеримой и конкретной, например «Я хочу улучшить свой прошлый результат» или «Я хочу войти в тройку лучших спортсменов».
Спорт – это настоящий тяжёлый труд. Дайте ребенку понять, что он уже молодец и много добился.
Турнир — это еще один из спортивных шажков, как продолжение тренировочного процесса. Получилось победить сразу — отлично. Это обязательно нужно отметить. Если соперник оказался сильнее, делаем нужные выводы и работаем над собой.
Не фиксируем ребенка на неудаче в данном турнире, старайтесь выделять только положительные моменты в выступлении юного спортсмена и делитесь с ним своими положительными ощущениями от увиденного! Это даёт очень мощную поддержку и возможность продолжать двигаться дальше!
6. Так же я рекомендую практиковать дыхательные упражнения, как во время тренировочного процесса, так и перед соревнованиями. Эмоции влияют на наше физическое состояние, так и через физическое состояние мы можем влиять на наши эмоции, именно так работают дыхательные практики-упражнения.
7. Идеомоторная тренировка.
Идеомоторная тренировка - это мысленное «проигрывание» предстоящей деятельности.
Установлено, что представление движений вызывают в соответствующих мышечных группах, которые реально выполняют эти движения, повышение их биоэлектрической активности. Одновременно проявляется эффект, сходный с реальной деятельностью и в корковом отделе двигательного анализатора в мозге.
У детей это получается лучше, чем у взрослых, потому что у детей больше развита фантазия и воображение. Им очень легко предствить, как они выполняют упражнения или выступают и их награждают, хвалят.
Поэтому этот способ хорошо работает именно у детей.
Я понимаю, что все рекомендации требуют индивидуального подхода и родители часто не знают, с чего начать.
Поэтому, если вы сомневаетесь в своих действиях и боитесь сделать только хуже, то вы можете написать мне и дам вам несколько советов, относительно вашей конкретной ситуации с ребёнком.